Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАВЕЛ
54, С. 35-36 опубликовано: 6 октября 2023г.


ПАВЕЛ

Павел (Машинин), архиеп. Новозыбковский. Фотография. 1969 г.
Павел (Машинин), архиеп. Новозыбковский. Фотография. 1969 г.

Павел (Машинин), архиеп. Новозыбковский. Фотография. 1969 г.
(Машинин Пантелеимон Кузьмич; 1905, г. Бандырма или г. Балыкесир, совр. Турция - 26.09.1980, с. Григолети (ныне Ланчхутского муниципалитета обл. Гурия, Грузия)), архиеп. Новозыбковский, глава беглопоповцев (с 2002 Русская древлеправославная церковь (РДЦ)). Из семьи старообрядцев-некрасовцев. В 1925 г. семья Машининых переехала в СССР и поселилась на хуторе Некрасовском Мечётинского р-на Донского окр. В 1931 г. в связи со строительством совхоза «Гигант» поселение попало под снос и семья переехала в пос. Анаклия Зугдидского р-на Грузинской ССР (ныне Зугдидского муниципалитета обл. Самегрело-В. Сванетия, Грузия). В 1935 г. П. К. Машинин женился на односельчанке А. И. Спиридоновой. Весной 1938 г. по избранию местной общины был рукоположен во диакона беглопоповским Романово-Борисоглебским архиеп. Михаилом (Кочетовым). В 1942 г. мобилизован в Красную Армию, участвовал в Курской битве, в освобождении Полтавы и Сум. В 1946 г. переехал с семьей в с. Григолети, поскольку в Анаклии богослужения перестали совершаться. 20 окт. того же года беглопоповским Московским и всея Руси архиеп. Иоанном (Калининым) диак. Пантелеимон был рукоположен во иерея. На Архиерейском соборе 17-19 июля 1966 г. свящ. Пантелеимон Машинин, к тому времени овдовевший, был избран кандидатом во епископа на Куйбышевскую кафедру. Осенью того же года свящ. Пантелеимон принял монашеский постриг с именем Павел. 26 нояб. Новозыбковский, Московский и всея Руси архиеп. Иеремия (Матвиевич) и Камышинский еп. Иона (Изюмов) в Новозыбкове совершили хиротонию П. во епископа Потийского и Азово-Черноморского. 27 июля 1969 г. П. был избран главой беглопоповцев и возведен в сан архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси.

В кон. 60-х - нач. 70-х гг. ХХ в. Русская Церковь стремилась к установлению контактов со старообрядцами. На заседании Синода РПЦ от 16 дек. 1969 г. было принято постановление, разрешающее старообрядцам и католикам в случае необходимости обращаться в правосл. храмы для совершения над ними таинств (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 266. Л. 118). После встречи представителей старообрядческих согласий с председателем ОВЦС Ленинградским и Новгородским митр. Никодимом (Ротовым) была достигнута договоренность о возможности старообрядцам учиться в духовных школах РПЦ, публиковать материалы в «Журнале Московской Патриархии» и участвовать в церковной миротворческой деятельности. На Поместном Соборе РПЦ 1971 г. в качестве гостей участвовала делегация Новозыбковской архиепископии, в составе к-рой были П., прот. Афанасий Калинин (впосл. Новозыбковский, Московский и всея Руси архиеп. Аристарх) и протодиак. Гурий Антонов (впосл. Новозыбковский, Московский и всея Руси архиеп. Геннадий). П. приветствовал решение Собора о снятии клятв на старые обряды (со стороны большинства старообрядческих согласий это постановление встретило сдержанную реакцию). В том же году от Новозыбковской архиепископии отделилась община в с. Скородное 1-е (ныне деревня) Золотухинского р-на Курской обл. под рук. свящ. Моисея Семенихина; община присоединилась к последователям Белокриницкой иерархии. Свящ. Моисей обвинил П. в сотрудничестве с «еретиками-никонианами» и в отступлении от «старой веры», однако истинной причиной отделения стало намерение П. запретить свящ. Моисея в служении за канонический проступок.

В 70-х гг. XX в. Новозыбковская архиепископия насчитывала ок. 20 зарегистрированных приходов, некоторое количество общин существовало подпольно. Относительно активная приходская жизнь шла в Брянской обл., в Поволжье и в Грузии. Имелись общины в Дагестане, в Пермской и Астраханской областях, в Краснодарском крае. Связь архиепископии с приходами в Румынии и Болгарии была слабой.

В июле 1977 г. П. ушел на покой по состоянию здоровья, поселился в с. Григолети, где жил до кончины, похоронен там же. До сент. 1979 г. архиепископией управлял местоблюститель - Курский еп. Варсонофий (Овсянников).

Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 266. Л. 118; ЦАМО. Ф. 58. Оп. 18001. Д. 1064.
Ист.: Поместный Собор РПЦ // ЖМП. 1971. № 6. С. 17-22; Овсянников В. Выдающееся событие в жизни РПЦ // Там же. № 8. С. 18-49; Василий (Кривошеин), архиеп. Поместный Собор РПЦ 1971 г. и избрание патр. Пимена. СПб., 2004.
Лит.: Миловидов В. Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М., 1969; он же. Современное старообрядчество. М., 1979; 60 лет восстановленной Древлеправославной архиепископии. Новозыбков, 1987. С. 24, 26, 36, 43; Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество: Лица, события, предметы и символы: Опыт энцикл. словаря. М., 1996. С. 207; Старообрядческие иерархи / Сост.: А. Ю. Писаревский. М., 2002. С. 90-91; Кравецкий А. Г. К истории снятия клятв на дониконовские обряды // БТ. 2004. Сб. 39. С. 296-344; История Рус. древлеправославной церкви: Кр. очерк. М., 2011.
Свящ. Андрей Марченко (РДЦ),С. Е. Мишин
Ключевые слова:
Беглопоповцы, старообрядцы, принимавшие священников, переходивших от Православной Церкви Павел (Машинин Пантелеимон Кузьмич; 1905 - 1980), архиепископ Новозыбковский, глава беглопоповцев (с 2002 Русская древлеправославная церковь (РДЦ))
См.также:
БЕГЛОПОПОВЦЫ старообрядцы, принимавшие свящ-ков, переходивших от Правосл. Церкви
БОЛЬШАКОВ Тихон Федорович (1794 - 1863), антиквар, коллекционер
ГЕННАДИЙ (Антонов Гурий Васильевич; 1903 - 1996), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси, глава Русской древлеправославной церкви
ДЬЯКОНОВО СОГЛАСИЕ согласие старообрядцев-беглопоповцев, последователи диакона Александра